Понятийно-терминологический аппарат в области охраны памятников архитектуры

«Авторская поверхность» - аутентичная поверхность памятника (экстерьера, интерьера), которой определяется художественная ценность памятника архитектуры. Именно та грань, на которой Художник, в поисках творимой им красоты остановился, чтобы ее воплотить. Теоретически реставрировать можно лишь такой памятник архитектуры (как произведение искусства) ветхость или поврежденность которого, не уничтожи-ло полностью «авторской поверхности». В противном случае, речь может идти лишь современной интерпретации авторского замысла, что разумеется не одно и тоже. «Авторская поверхность» - самое дорогое, «ценное» в памятнике.
Адаптация (позднелат. Adaptatio - приспособление): 1) введение в границы охранной зоны памятника объектов инфраструктуры (туалеты, киоски, стоянки и т. п.); 
2) то же, что и приспособление.
Анастилоз- (от греч – anastilosis - возврат к прежнему состоянию) установка на соответствующих им местах существующих аутентичных фрагментов, но перемещенных при разрушении памятника с первоначального места. Дополнения ограничиваются потребностью удержания аутентика на месте.
Аутентик - (греч. authentikos- подлинный) - сохранившиеся первоначальные, «родные» части, детали памятника архитектуры (стены, кладка, столярные изделия, скобяные изделия и т. п.), «авторская поверхность».
Аутентичность - одна из ценностей памятника, которая свидетельствует, что территория, объект или предмет являются действительным, оригинальным посланием прошлого. От степени аутентичности памятника зависят: его документальная ценность, т.е. способность передачи информации по технике выполнения, исполнителю и вероятной дате создания и эмоциональная ценность, обусловленная тем, что
позволяет непосредственно воспринимать оригинальное художественное произведение или материальное свидетельство событий прошлого. Объект или предмет, в котором произошла замена его оригинальной субстанции на новую, становится макетом памятника в натуральную величину с ограниченной познавательной ценностью.
Движимые памятники - произведения станкового искусства, рукоделия, промышленные изделия, а именно иконы, картины, скульптуры, декоративные изделия, археологические находки предметы быта. К движимым также относятся произведения, которые имеют постоянную связь с определенным местом или недвижимым памятником: собственно памятники, надгробия, настенная роспись, архитектурный декор.
Девастация (от nar.devastatio- опустошение) - процесс разрушения памятника в результате полной его запущенности: отсутствия досмотра и ремонтов, вредного воздей-ствия от несоответствующего приспособления, лишение объекта конструктивных эле-ментов (напр., перекрытий) и декора.
Дополнения - 1) заделка брешей, заполнение лакун, восстановление утраченных участков поясков и карнизов, восстановление сбитого при перестройках декора, балясин и т. п. Чаще всего реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытий и дополнений. 2) то же что и реновация.
ICCROM - (International Center for Concervation - Международный центр консервации) - создан в 1959 г. при UNESCO с главной квартирой в Риме. Накапливает и распространяет информацию и документацию, организует, проводит и координирует исследования, дает консультации в области защиты и реставрации памятников. Проводит курсы по усовершенствованию специалистов по реставрации памятников архитектуры, монументальной живописи, бумаги. 
ICOMOS - (International Council of Monuments and Sites - Международный совет по памятникам и историческим местам) - филиальная организация при UNESCO, создан-ная в 1965 г. Органами ICOMOS являются: Генеральное собрание, исполнительный комитет, рекомендательный комитет, национальные комитеты и специализированные международные комитеты (по историческим городам, консервации древесины и камня, по документации, профессиональной подготовке и т. п.). Комитеты организуют конференции, симпозиумы, семинары, встречи специалистов и экспертов, результатом которых являются постановления, рекомендации и директивы с обобщением выработанных во время встреч общих отношений к определенной проблеме реставрации. Имеет издания на английском и французском языках: «Monumentum», «ICOMOS Bulletin», «ICOMOS Nouvelles».
Иконографии памятники- (от греч. eikonographia- изображение)-изображения, полученные из разных источников и выполненные в разной технике, которые изобража-ют вид памятника в прошлом. Это могут быть оригинальные произведения изобрази-тельного искусства, их репродукции и копии, материалы картографии, проекты, материалы инвентаризации, кино и фотоснимки, иллюстративная часть исполнительской документации.
Инженерная консервация - временная защита аварийных памятников (подпорки, навесы, затяжка, частичная разгрузка несущих конструкций и т.д.) от разрушения. Комплекс противоаварийных мер для последующего включения памятника в более широкий спектр реставрационных работ.
Инженерная реставрация - сложный комплекс работ по защите памятника от длительно действующих негативных факторов с предшествующими комплексными на-учными исследованиями, предусматривающие возможность последующего раскрытия памятника, выявлении ценных в художественном отношении элементов (усиление фундаментов, несущих конструкций, обеспечение температурно-влажностного режима, укрепление аутентичных материалов, биологическая защита и т. д.). Рассматривается как основной вид работ, особенно на наиболее ценных, древних, уникальных памятни-ках. Консервацией ограничиваются работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера исполнителя.
IN SITU- (от лат. in situ- на месте)- означает сохранение памятника на месте постоянного размещения. Противоположным от «in situ» способом сохранения является перенос памятника.
Инвентаризация - (от франц. Inventarisation - составление инвентаря) представление вида памятника в изобразительной или описательной форме: обмерной и геодезической (чертежи в масштабе), фотографической, дендрологической (план растительности с обозначением сортов, высоты и размеров кроны), описаний принятых в соответствии с принятыми нормами. Другая форма - составление картотек и каталогов памятников по топографическому и предметному принципу.
Консервация (лат.conservation- сохранение): 1) совокупность мер обеспечивающих длительное хранение историко-культурных ценностей в дошедшем до нас виде. По Венецианской Хартии единственно бесспорный вид ревалоризации. 2) выделяются два вида:
- инженерная консервация и научная консервация (инженерная реставрация)
- то же что и фрагментарная реставрация.
Консервация памятника ландшафтной архитектуры – сохранение объекта в границах охранной зоны, запрет на смену окружения, грозящего нарушить биогеоценоз объекта (мелиорация, осушение, дороги, промышленные предприятия).
Копия – точное повторение существующего памятника, выполненное в масштабе 1 : 1. Выполнение копий движимых памятников используется в случаях необходимости замещения оригинала, который невозможно сохранить реставрационными методами или он находится под угрозой хищения. Выполнение копий памятников архитектуры встре чается очень редко. В скансенах возводятся копии построек из кирпича или камня, потому что из-за плохой сохранности либо по другим причинам они не могут быть перенесены, но необходимы для создания экспозиционной завершенности (придорожные каплички, межевые столбы и т.п.).
Лакуна (лат. lacuna – углубление) отсутствие на фасаде детали, как правило, повторяющейся (отсутствие балясины в балюстраде, колонны в колоннаде, сухарика, дентикулы и т.п.), внешний вид и параметры которой можно документально точно восстановить.
Локальная рекомпозиция – прием в практике консервации руин. Выявление плана сооружения. Утраченные участки стен, места столбов, колонн обозначаются условно – рисунком. Замещения, установкой на место отдельных деталей, колонн, просто блоков камня.
Музеи на открытом воздухе, под открытым небом, этнографический парк. – см.Скансен.
Научная консервация – то же, что инженерная реставрация.
Недвижимые памятники – объекты, которые имеют культурно-историческую ценность и не могут быть перенесены на другое место: археологические комплексы, па-мятники строительства и архитектуры, градостроительства, ландшафтной архитектуры, кладбища, аллеи, инженерные сооружения. Практика переноса деревянных построек не изменяет их характеристики как недвижимых памятников.
Новодел – воссоздание заново полностью утраченных памятников, «макет в нату-ральную величину» (пример: Храм Христа Спасителя в Москве) не может рассматриваться как реставрация и сами сооружения не могут считаться памятниками архитектуры (если не будут признаны таковыми последующими поколениями, но уже памятниками того периода в который они были заново отстроены). 
Перемещение памятников (трансфер) – перенос памятника, который преду-сматривает его разборку и монтаж на другом месте, либо передвижку здания без разбор-ки. Со второй половины 19 века до 30-х годов 20 века предпринимались успешные по-пытки передвижения каменных зданий от двухэтажных до многоэтажных в России, США, а затем в СССР на расстояния нескольких сотен метров. Согласно Венецианской Хартии не допустимо, за исключением случаев, когда перемещение является единственным средством спасения памятника.
Приспособление – 1) замена первоначальной функции памятника под нужды вла-дельца или нанимателя. Неизбежные при этом изменения могут ограничиваться частичными функциональными добавлениями, или полной переменой планировочной структуры (в зависимости от ценности и охранности). В каждом случае приспособления необхо-димо охранять мемориальные ценности памятника и его субстанции. Важнейшая задача приспособления, от которого зависит судьба памятника правильный выбор новой функции. Приспособление памятника архитектуры под современные нужды является наименьшим средством их продолжительного сохранения; 2) то же, что адаптация; 3) то же, что использование; 4) то же, что реабилитация.
Раскопки (консервация руин). Под руинами понимаются сооружения, имеющие большие разрушения и дошедшие до новейшего времени в разрушенном виде и в таком состоянии осознаны как памятники Венецианской Хартии. Призывает отказаться для таких памятников от восстановления и ограничиться консервационными методами с мини-мальными дополнениями: консервация, анастилоз, локальная рекомпозиция. 
Раскрытия – удаление закладок проемов, интерколумниев, экспозиция аутентичной кладки, фрагментов древней росписи. Причем необходимо убедиться не таят ли в себе удаляемые элементы в скрытом виде ценных остатков, к какому периоду времени они не относились. Раскрытие не допустимо, если он создает угрозу устойчивости здания или ухудшает условия его сохранения.
Реабилитация (лат. rehabilitatio – возвращение дееспособности). 1) то же, что приспособление; 2) то же, что ревалоризация (1).
Ревалоризация (фр. revalorisation – возвращение утраченной ценности). 1) дея-тельность, направленная к приведению недвижимого памятника к состоянию, при котором возможно полное восприятие его мемориальных ценностей. Ревалоризации подвергаются отдельные памятники архитектуры, ансамбли, исторические застройки городов, парки, археологические памятники. Процесс ревалоризации предусматривает в комплексе такие действия, как реставрация, приспособление, раскрытие; 2) любое действие на-правленное на спасение недвижимого памятника (универсальный термин, поскольку на практике часто трудно провести границу между реставрацией и консервацией, реконструкцией и приспособлением): реставрация, консервация, реновация, регенерация и т.п., кроме фрагментарной реставрации.
Ревалоризация памятников ландшафтной архитектуры – самостоятельный и наиболее сложный раздел реставрации, требующий больших специальных знаний, т.к. помимо архитектурных памятников и малых архитектурных форм, основным материалом в руках архитектора служат элементы природы: рельеф, вода, горные породы, раститель-ность и т.п. Естественные изменения, рост и старение с момента создания памятника ландшафтной архитектуры – свидетельство его подлинности. Диапазон ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры широк: от регенерации исторических центров с плотной застройкой и отсутствием водных и зеленых пространств до возвращения исто-рического природного антуража отдельному архитектурному строению (каплице, мельнице и т.п.). К объектам ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры также от-носятся: старинные парки, кладбища, укрепленные районы, каналы, природные ландшафты и т.п.
Существуют следующие виды ревалоризации памятников ландшафтной архитектуры: содержание, консервация, реституция, реставрация.
Ревитализация (лат. re… и vitalis – возвращение к жизни) – комплекс мер, направленных на восстановление и использование памятников архитектуры по первоначальному значению.
Регенерация (лат. regenero - вновь произвожу): 1) регенерация реставрационная научно обоснованное заполнение лакун исторической застройки; 2) регенерация архитектурная – реконструкция исторической застройки с фальсификацией новых зданий «под старину»; 3) тоже, что реновация.
Рекапитуляция (лат. recapitulation – повторение) тоже, что новодел. 
Реконструкция (от re и лат. constructio – повторное построение): 1) восстанов-ление первоначального облика населенного пункта, архитектурного ансамбля, или отдельного памятника по остаткам, или письменным источникам. Выполняется в виде чертежа, макета, скульптуры, рисунка. Научно аргументированная – ценный материал для последующей реставрации; 2) реконструкция реставрационная – тоже, что и приспособление с элементами рекреации; 3) реконструкция архитектурная – коренное переустройство населенного пункта, квартала, отдельного здания, вызванная функциональными социально-экономическими, социально-гигиеническими, архитектурно-художественными требованиями; 4) тоже, что реновация. 
Рекреация (польск. Rekreacja – отдых, оздоровление) – включение в памятник но-вых достижений науки и техники, с целью создания оптимальных санитарно-гигиенических условий и комфорта при приспособлении памятников под жилье, учреж-дение здравоохранения и туризма.
Ремонт ( фр. remonte – исправление) – улучшение технического состояния и по-вышение эксплуатационных качеств памятника без искажения существующего архитектурного облика (ремонт и окраска кровель, водостоков, покраска фасадов, столярных изделий, восстановление отмостки и т.п). 
Реновация (лат. renovatio – обновление): 1) частичный новодел; 2) целостная реставрация; 3) архитектурная регенерация, реконструкция. 
Реставрация (лат. restauratio – вернуть к прежнему состоянию) – укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных, искаженных памятников ( как частный случай, направленное на возвращение первоначального облика) с целью сохранения историко-художественного значения. Согласно Венецианской Хартии «… должна произво-диться в исключительных случаях, причем реставрационные работы не должны нарушать старых субстанций и должны опираться на подлинные документы. Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза». Различают: фрагментарную реставрацию и целостную реставрацию.
Реставрация памятника ландшафтной архитектуры – глобальное восстановление объекта. Реставрация, как не парадоксально, может быть осуществлена только ценой уничтожения подлинных старых насаждений, что недопустимо согласно Флорентийской Хартии. Как правило, реставрация идет по пути компромисса. В результате, задача реставрации достигается не полностью. В случае полной реставрации или восстановле-ния полностью утраченного памятника - действия именуются новоделом. 
Реставрация интерьеров и памятников искусства в них. Различают: фрагментарную – необходима в объектах с сохранившейся исторической планировкой и отделкой и целостную – допустима в полностью перепланированных объектах, либо полностью утративших внутреннее убранство. Этот вид реставрации выполняется с привлечением высококвалифицированных художников-реставраторов соответствующего профиля. Ру-ководство работами осуществляет архитектор-реставратор - автор проекта. 
Реставрация памятников истории – восстановление ценных в историко-мемориальном значении зданий и сооружений, даже, если они не являются памятниками архитектуры. Базируются на тех же принципах, что и реставрация памятников архитектуры. Различают: фрагментарную и целостную. 
Реституция (лат. rectitutio – возвращение) – 1) восстановление выпавших объек-тов композиции (рекомпозиция); 2) возвращение памятнику аутентичных элементов экс-терьера и интерьеров, перемещенных в другие здания, вывезенных за границу и т.п. 
Сигнация (лат. signo – указываю, обозначаю) – зрительное выявление (как правило значительных) дополнений. Оконтуривание цветным или заглубленным швом, использование кирпича с маркировкой, применение контрастных по цвету и фактуре материалов и т.д. Контрастная сигнация применяется только для археологических объектов, нюансная для объектов, обладающих композиционной целостностью. 
Скансен (от шведского skansen – шанец), музей на открытом воздухе, под открытым небом, этнографический парк, распространенное в мире название, принятое по примеру первого музея, открытого в 1891 г. на острове Дьюргарден в Стокгольме. Характерными чертами скансена, в отличие от других музеев, являются: а) наличие в экспозиции деревянных и каменных построек, сохраненных на месте, либо перенесенных; б) экспозиция охватывает окружающее пространство под открытым небом, которое содержится как природный, хозяйственно обработанный сельский или парковый пейзаж; в) комплексное экспонирование построек и предметов труда и быта, размещенных в соответствии с выбранным периодом прошлого; г) содержание экспозиции раскрывает жизнь общественных классов, слоев и групп. С 1986 г. открыт для посетителей Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта около Волчковичского водохранилища на р.Птичь под Минском.
Содержание памятника ландшафтной архитектуры – создание условий для нормального существования растений (цикличная замена уже выращенных насаждений), архитектурных объектов (текущий ремонт). 
Субстанция памятника – сформированное художником, ремесленником, работником или машиной вещество, из которого выполнен памятник. В субстанции памятника заложена его аутентичность. Утраты субстанции памятников архитектуры, художественных произведений, а также допромышленных памятников материальной культуры являются необратимыми утратами. Принципы реставрации позволяют замену на новый материал тех составляющих, которые по своей природе являются заменяемыми (напр., покрытие крыши). Для памятников материальной культуры промышленного происхождения утраты субстанции не являются необратимыми, если отсутствующие составляющие будут заменены оригинальными сменными деталями или комплектами.
Трансфер (лат. transfero – переношу) тоже, что перемещение памятника.
Фрагментарная реставрация (аналитический метод реставрации). Полностью соответствуют современным концепциям реставрации, положениям Международных Конгрессов реставраторов. Отличается: - отсутствием стремления к стилистическому единству; - признание ценности позднейших наслоений; - ограничение восстановлением элементов, форма которых может быть безупречно документирована. Фрагментарная реставрация – расширение сферы консервации и между ними не всегда возможно провести четкую границу. Включает в себя: раскрытия, дополнения, сигнации, экспозиции аутентичной кладки и т.п.
Целостная реставрация (синтетический метод реставрации). Направлена на полное восстановление облика памятника. Наиболее бесспорна правомерность целостной реставрации для памятников, получивших разрушения и утраты уже в настоящее время. Обязательным условием при этом должно быть наличие подавляющего большинства необходимых обоснований, сведение домысла к минимуму – реставрация «на дату самой реставрации».
Принципиально противопоставлены современным теоретическим взглядам реставрации и положениям Венецианской Хартии следующие концепции целостной реставрации: реставрация «на оптимальную дату», реставрация «на возвращение первоначального облика», реставрация «на единство стиля».