Пример анализа архитектурного облика

Анализ архитектурных памятников Беларуси
XVIXIX веков

Архитектурное произведение
Стиль
Описание постройки
Классицизм и его модификации

Дворец губернатора, XVIII в. (правый берег Западной Двины), в Витебске



Классицизм

1.     Прямоугольное в основании здание.
2.     Треугольный фронтон венчает главный фасад здания – трехэтажный корпус.
3.     Боковой фасад украшен четырехколонным портиком. Такой же портик оформляет фасад двухэтажного корпуса, который примыкает к основному.
4.     Ризалит украшен четырьмя полуколоннами.
5.     Фасады декорированы рустом, увенчаны развитыми карнизом и аттиками.



Петропавловский собор,
построен в Гомеле в 1809-1819гг.

Классицизм в сочетании с купольным объемом.



Черты классицизма начала XIX века:

1.     В плане собор имеет форму вытянутого креста с развитым трансептом и укороченным средним нефом.
2.     Четыре шестиколонных портика и полуколонны дорического ордера, украшающие стены собора, придают ему большую пластичность и вместе с тем суровую простоту.
3.     Четкое членение объемов,  равновесие соразмерности масс,  строгость и благородная простота оформления фасадов.

Черты древнерусского зодчества:

1.     Получил  дальнейшее развитие прием сочетания классического портика и купольного объема.
2.     Над средокрестием возвышается купол на высоком, прорезанном окнами, барабане.


Преображенская церковь, построена в деревне Чечерск в 1779 г.

Классицизм в сочетании с купольными объемами



Черты классицизма:

1.     Это двухъярусная ротонда с притвором-колокольней в формах архитектуры классицизма.
2.     Монументальность и четкость построения.
3.     Художественная выразительность сооружения достигается целостной композицией, крупными формами, рассчитанными на восприятие с далеких точек, а также элементами классического декора с искусной прорисовкой деталей.

Черты древнерусской архитектуры:

1. Деревянный купол церкви перекрывает пролет около 15 м.


Костел св. Терезы, построен в Щучине в 1827г.

Классицизм в сочетании с деревянным храмовым зодчеством

Черты классицизма:

1. Представляет собой латинский крест, средокрестие которого расширено.
2. Планировка отличается четкостью и простотой, что характерно для архитектуры  первой трети 19 в.
3. Трехчетвертные колонны дорического ордера.
4. Развитый антаблемент.
5. Скромный набор пластических элементов в обрамлении проемов.

Черты деревянного храмового зодчества:

1. Восьмигранный барабан под куполом.
2. Часть костела, где превалирует купол, приближается к постройке центрической композиции.
3. Монументальные формы сочетаются с деревянными элементами.


Щучинский дворец, построен в Щучине в 60-70-х годах XVIIIв.


Классицизм с элементами барокко

Черты классицизма:

1.     Это двухэтажное компактное здание.
2.     Центральная часть здания имеет широкую лоджию с двумя колоннами.
3.     Расчленение объема на три части с понижением средней усиливает пластичность главного фасада, выявляет вестибюльную группу и основные парадные помещения дворца.
4.     Декоративная обработка фасадов складывается из пилястр и колонн ионического ордера, оконных наличников.

Черты барокко:

1.       Балюстрады со щитом в центре для скульптурного картуша.
2.       Это архитектура переходного типа с импровизацией канонических форм в отдельных фрагментах и деталях.

Дворец Бутримовича, построен в Пинске в 1794 годе.

Барокко с чертами классицизма

Черты барокко:

1.             Построение плана с вогнутыми криволинейными  очертаниями угловых частей.
2.             Овальная форма главного зала.
3.             Традиционное членение фасада на два яруса.
4.             Контрастность по своей декоративной обработке.
5.             Центральное место занимает овальный зал, выдвинутый вперед и раскрытый на террасу. Этот фрагмент фасада в виде своеобразного эркера наиболее богато декорирован.
6.             Убранство интерьеров дворца в целом барочного характера, но встречаются и элементы архитектуры классицизма.

Черты классицизма:

1.           Необычна трактовка ордера. Так, торцевые фасады оформлены четырьмя сгруппированными попарно колоннами дорического ордера, причем  каждая пара сдвинута к середине.
2.           Угловые части антаблемента не опираются на колонны, а имеют вынос в стороны.
3.           Дворец симметричен.
4.           Три корпуса образуют парадный двор.
5.           Со стороны реки здание представлено небольшим парадным двориком; фасад имеет интимный характер.

Готика и ее модификации

Приусадебный костел имения Игнатия Лопатинского, построен в Сарье в  1852-1857.

Готика

Черты готики:

1.        Компактное с пятигранной апсидой здание, центральную часть которого завершают две шатровые башенки над пятигранными ребристыми контрфорсами, устремлено вверх, создавая возвышенный настрой.
2.        Стены по периметру расчленены лопатками, охвачены аркатурным поясам и сквозным аркатурным  парапетам.
3.        Лопатки завершаются стройными башенками – фиалками, придающими постройке зубчатый силуэт.
4.        Ощущение необыкновенной легкости, устремленность здания в высоту достигается вертикальной штриховкой архитектурных обломов, дающих изощренные светотеневые эффекты.
5.        Увенчанные розой “реймские” окна в виде двух высоких стрельчатых арок взяты в профилированные наличники.
6.        Внутри храм перекрывают крестовыми сводами, пластику которых обогащает вуаль лепных нервюр.
7.        Компактность композиции, графическая штриховка фасадов позволяет причислить памятник к немногочисленным образцам высокой ”пламенеющей” готики.


Усадебный дворец, построен в Россонах в 1900г.

Готика

Черты готики:

1.         Сложная объемно- пространственная композиция формируется по принципу «изнутри наружу», т.е. с учетом всей совокупности внутренних функциональных потребностей.
2.         По сторонам Г-образного коридора скомпонованы помещения разных размеров.
3.         Объемное построение многоплановое, асимметричное, с диагональным ступенчатым  нарастанием архитектурных масс, со сложным ритмом окон, башен, руста, карнизов и аркатурных поясов.
4.         Левая часть дворца одноэтажная, центральная – двухэтажная, фланкированная трехгранными башнеобразными объемами и завершенная ступенчатым щипцом.
5.         В силуэте доминирует трехъярусная четвериковая башня, расположенная с правой стороны, которую венчает высокая усеченная шатровая крыша.
6.         Полифоническую игру объемов дополняет разнообразие фасадной пластики и декора: расчлененные лопатками щипцы, аркатурные пояса, оконные обрамления различных начертаний, руст на наличниках и по углам объемов.


Костел св. Михаила Архангела, построен в деревне Гнезно Волковысского района в
первой половине XVI века.

Готика с чертами Ренессанса

Черты готики:

1.     Кирпичная, однонефная, однобашенная постройка с трехгранной апсидой.
2.     Торец крыши на главном фасаде закрыт ступенчатым аттиком.
3.     Боковые фасады и апсида имеют граненые контрфорсы.
4.     Башня над входом под шатровой крышей двухъярусная: восьмерик на четверике.
5.     Стрельчатые арки порталов и проемов,
6.     Плоские ниши в виде килеобразных арочек.

Черты Ренессанса:

1.     Профилированные карнизы.
2.     Полуциркульное завершение проемов верхнего яруса.
3.     Башни.


Троицкий костел,
построен Чернавчицах в конце XVI в.

Смешение «суровой» готики и романского стиля



Черты романского стиля:

1.      Однонефный каменный храм зального типа.
2.      В северо-восточном углу постройки высится круглая оборонительная башня с винтовой лестницей внутри.
3.      Массивные стены укреплены контрфорсами и завершены карнизами.
4.      Окна высокие и узкие.
5.      Основной объем и апсида накрыты одной высокой двухскатной крышей.
6.      Возле храма стоит четырехъярусная каменная БАШНЯ-КОЛОКОЛЬНЯ. 

Черты готики:

1.           Рудименты трансепта и развитой полукруглой апсиды, к которым примыкают невысокие объемы боковых алтарей и ризниц.
2.           Щипец на главном фасаде украшен плоскими прямоугольными и круглыми нишами.
3.           В интерьере цилиндрические своды на распалубках декорированы лепными узорами геометрического рисунка.


Дворец, построен  в Коссово в
1838 году.


Смешение классицизма и готики

Черты классицизма:

1.       Здание имеет развитую композицию, свойственную классицизму.
2.       Прямоугольные основания построек.
3.       Анфиладная перспектива помещений.

Черты готики:

1.      Башни и башенки в духе готической старины.
2.      Подражательство художественным стилям средних веков отчетливо прослеживается на фасадах, в их оформлении декоративными элементами.
3.      Зубчатые завершения многогранных высоких башен
4.      Оконные и дверные проемы стрельчатого очертания.
5.      Щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах.
6.      Карнизы, похожие на крепостные машикули.